Статья 16414

Название статьи

ГУМАНИТАРНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Авторы

Викулина Мария Анатольевна, член-корреспондент Российской академии естествознания, доктор
педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а), prof_vikulina@lunn.ru

Индекс УДК

378

Аннотация

Актуальность и цели. Содержание статьи раскрывает образовательный смысл гуманитарной профессиональной подготовки современного учителя. Представлены выводы и результаты, позволяющие реализовать акмеологические и аксиологические основы взаимодействия участников образовательного процесса на основе понятий «гуманизация», «гуманитаризация», «гуманитарная компетентность». Приводится анализ концепций по трактовке гуманитарной сущности профессиональной подготовки учителя. Цель работы – выделить три аспекта проблемы гуманитарной подготовки учителя; представить описание педагогической направленности личности учителя, его профессиональной подготовки и выявить возможности развития готовности преподавателя к проявлению толерантности.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования концепций и моделей анализа имеющихся в педагогическом знании и практике выводов и результатов исследований по проблеме гуманитарной сущности профессиональной подготовки современного педагога. Особое место занимают результаты исследований Д. А. Леонтьева, Ю. В. Сенько и В. А. Сластенина.
Результаты. Исследованы содержание и структура гуманитарной компетентности учителя. Выявлены сферы его «гуманитарного» бытия: диалогическое общение, культуротворчество и рефлексивное сознание (самосознание). Определены показатели сформированности гуманитарной компетентности.
Выводы. Изучение структуры и содержания профессиональной подготовки в современных условиях позволяет определить потребность в формировании педагога нового типа, для которого потребность в творчестве, самообразовании и саморазвитии, переходе от функционально-ролевого пребывания в образовательной организации к целостной жизнедеятельности в профессионально-педагогической сфере приобретает значимый характер.

Ключевые слова

подготовка, готовность, гуманность, гуманитарная компетентность, профессиональная направленность.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Викулина, М. А. Личностно ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе / М. А. Викулина. – Н. Новгород : НижегорГЦ, 2000. – 136 с.
2. Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М. : ЮНВЕС, 1999. – 784 с.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.–М.:АЗЪ,1996.–928с.
4. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. – М. : Академия, 2000. – 240 с.
5. Дмитриева, Е. Н. Повышение качества профессиональной подготовки учителя на основе информационно-смыслового подхода / Е. Н. Дмитриева. – Н. Новгород : НГЛУ, 2012. – 312 с.
6. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
7. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3 (27). – С. 162–169.
8. Кадменский, С. Г. Проблемы гуманитаризации высшего образования / С. Г. Кадменский // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». – 2006. – № 2. – С. 47–50.
9. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 12. – С. 4–16.
10. Бобрышева, И. В. Структура гуманитарной компетентности / И. В. Бобрыше- ва. – URL: http://www. vspc34/ru/index/php?option=com_contente&view=article&id=603

 

Дата создания: 24.03.2015 22:48
Дата обновления: 24.04.2015 09:35